Дипломная работа: Патриотическое воспитание детей подросткового возраста

Дипломная работа: Патриотическое воспитание детей подросткового возраста

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей подросткового возрас-та……………………………………………………………………9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования «патриотизм», «патриотическое воспита-ние»……………………….9
1.2 Возрастные особенности патриотического воспитания детей подростко-вого возрас-та…………………………………………………………………24
1.3 Формы и методы патриотического воспитания детей подросткового воз-раста…………………………………………………………………………..32
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации патриотического воспитания детей подросткового возрас-та…………………………………….47
2.1 Организация и методики исследова-ния…………………………………….47
2.2 Исследование уровня патриотической воспитанности у детей подросткового возрас-та………………………………………………………………….50
2.3 Педагогическое обеспечение процесса патриотического воспитания детей подросткового возрас-та………………………………………………………62
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей подросткового возрас-та…………………………71
Выводы по главе 2……………………………………………………………….87
Заключе-ние……………………………………………………………………….90
Список литерату-ры………………………………………………………………93
Приложения…………………………………………………………………….97

Актуальность проблемы исследования. Актуальность исследования патриотического воспитания обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, возникающими в условиях интенсивного социокультурного развития российского демократического общества, активной интеграции России в международное сообщество, формирования национальных приоритетов и обновления стратегии социально-экономического развития страны, включая подходы к воспитанию подрастающих поколений.

Развитие продуктивных тенденций укрепления государственности, усиления патриотических настроений в обществе, осознания ценностей отечественной культуры, роста социального статуса воспитания происходит на фоне противоречащих им преступных проявлений национализма, оскорбляющих историческую память народа, попыток фальсификации исторических фактов, осквернения историко-культурных памятников, манипулирования сознанием молодежи и возрождения социальных движений антигуманной направленности.

Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье [11].

Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [9].

В связи с этим в число приоритетных задач включены: совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И. Фихте.

Проблеме патриотизма особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

В последние годы интерес исследователей к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи возрастает. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников патриотизма (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, П.В. Конаныхин, В.С. Кукушин, А.В. Русецкий, Л.Ф. Спирин и др.). Вместе с тем подростковому возрасту уделяется недостаточно внимания при разработке проблем патриотического воспитания.

Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Исследования проблемы патриотического воспитания детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского, В.А. Крутецкого, В.С. Лухина, Т.Н. Мальковской  и др.

Педагогической наукой накоплен большой опыт по воспитанию основ патриотического воспитания подрастающего поколения, однако развитие современного российского общества требует пересмотра некоторых основ патриотического воспитания детей, постоянного обновления форм и методов воспитательной работы с детьми подросткового возраста, направленных на патриотическое воспитание, в связи с тем, что современные реалии требуют совершенствования процесса патриотического воспитания молодежи, особенно это касается детей подросткового возраста, так как на них оказывается большое влияние со стороны СМИ, ситуации, происходящей в России, в мире в целом.

Таким образом, возникает противоречие между существующей системой организации форм и методов патриотического воспитания детей подросткового возраста и ее несоответствием современным условиям.

Это общее противоречие выражается в форме научной проблемы: каковы наиболее значимые формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста?

Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Патриотическое воспитание детей подросткового возраста».

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей подросткового возраста.

Предмет исследования: содержание, формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования:  основывается на том, что эффективность процесса патриотического воспитания  детей подросткового возраста может повыситься, если:

— опираться на ключевые понятия исследования «патриотизм», «патриотическое воспитание»;

— учитывать в процессе воспитания возрастные особенности детей подросткового возраста;

— на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу патриотического воспитания детей подросткового возраста  «Патриот».

Экспериментальная проверка гипотезы потребовала решения следующих задач  исследования:

  1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «патриотизм», «патриотическое воспитание».
  2. Изучить возрастные особенности патриотического воспитания детей подросткового возраста.
  3. Выявить формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста.
  4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы патриотического воспитания детей подросткового возраста «Патриот».

Методологической и теоретической основой исследования являются важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных  и отечественных ученых, касающиеся вопросов патриотического воспитания, формирования патриотической позиции личности, особенностей патриотического воспитания детей подросткового возраста (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, Г.Е. Залесский, В.А. Крутецкий, В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачев, В.С. Лухин, А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Е.Щуркова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы исследования:

— теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования;

— эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование;

— методы статистической  и математической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала гимназия № 40 Приволжского района г. Казани, в исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов в количестве 45 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:

на первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической, философской литературе  по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;

на втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста, которые в совокупности стали основой программы патриотического воспитания «Патриот»;

на третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе патриотического воспитания «Патриот».

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в исследовании экспериментальным путем доказана эффективность разработанной программы «Патриот». Материалы данной выпускной квалификационной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных учреждений,  в методических пособиях для учителей и классных руководителей, для подготовки студентов к прохождению практики в школах.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Проведенное нами исследование проблемы патриотического воспитания детей подросткового возраста, позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Целостная характеристика понятия «патриотизм» состоит из нескольких составляющих. В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.
  2. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
  3. Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
  4. По нашему мнению, патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.
  5. На констатирующем этапе нашего эксперимента преобладающим в экспериментальной и контрольной группе является низкий уровень патриотической воспитанности у подростков и составляет 65,2% и 59,1% соответственно. Средний уровень составляет 21,7% в экспериментальной группе и 27,3% в контрольной группе, высокий уровень наименее представлен и составляет 13,1% в экспериментальной группе и 13,6% в контрольной группе.
  6. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены эффективные формы и методы патриотического воспитания детей подросткового возраста и на их основе была составлена программа патриотического воспитания «Патриот», которая и была реализована в процессе экспериментальной работы с экспериментальной группой.
  7. Тенденция низкого уровня когнитивного компонента патриотической воспитанности в экспериментальной группе сохранилась и после формирующего эксперимента, однако, она стала гораздо ниже, если на констатирующем этапе низкий уровень составлял 60,9%, то после эксперимента он составил 39,2%, показатель среднего уровня когнитивного компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе не изменился и составил 30,4%.
  8. Низкий уровень эмоционального компонента патриотической воспитанности после эксперимента составил 43,5% (изменение на 21,7%), показатель среднего уровня эмоционального компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе понизился до 21,7%, показатель высокого уровня эмоционального компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе эксперимента значительно увеличился с 4,4% до 34,8%.
  9. Низкий уровень деятельностного компонента патриотической воспитанности после эксперимента составил 26,1%. Средний уровень деятельностного компонента на контрольном этапе эксперимента повысился с 21,7% до 43,5%, высокий уровень также имеет тенденцию к повышению, на констатирующем этапе он составлял 17,4%, на контрольном этапе – 30,4%. Мы отмечаем, что высокий уровень изменился на 34,8%, средний уровень на 21,8%, низкий уровень на 13%.
  10. После формирующего эксперимента в экспериментальной группе низкий уровень патриотической воспитанности снизился с 65,2% до 39,1%, средний уровень изменился с 21,7% до 34,8%, высокий уровень повысился с 13,1% до 26,2%. Таким образом, мы можем говорить, что низкий уровень понизился на 26,1%, средний уровень патриотической воспитанности повысился на 13,1%, высокий уровень патриотической воспитанности подростков повысился на 13,1%. В контрольной группе существенных изменений не произошло.
  11. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс патриотического воспитания детей подросткового возраста будет эффективным при использовании разнообразных форм и методов патриотического воспитания: индивидуальные, групповые формы работы,  методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, которые легли в основу программы «Патриот». Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента. Гипотеза исследования подтвердилась.

 

  • Дата: Июнь, 2015
  • Скачать: http://adf.ly/1fr89P

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.