Что такое скорочтение? Как научиться быстро читать.
0

Современная жизнь предлагает нам большое количество способов получения информации. Несмотря на огромный объем видео и аудиоконтента, все же одним из главных источников остается чтение. Люди читают с мониторов компьютеров, экранов ноутбуков, смартфонов и электронных книг. Да и печатная продукция еще не утратила своей актуальности. Поэтому эффективность и скорость получения информации во многом зависит от умения человека правильно и быстро читать.

Скорость чтения обычного человека составляет примерно 175–200 слов в минуту. То есть стандартная книга объемом в 300 страниц будет прочитана примерно за 8 часов. Само слово «скорочтение» означает не только буквальное «читать скоро». Существует множество методик и упражнений, которые призваны активировать работу мозга человека и заставить его не только быстрее обрабатывать написанное, но и усваивать прочитанное практически на 100 процентов.

Как читали великие люди

Одну из первых техник скорочтения в Средние века предложил монах по имени Раймонд Луллий. Его методику использовали А. С. Пушкин, Наполеон и Джон Кеннеди. Скорость чтения В. И. Ленина достигала 2500 слов в минуту и стороннему наблюдателю казалось, что он лишь просматривает книгу, а не читает ее. Максим Горький использовал технику чтения по диагонали: читал как бы «рисуя» зигзаг. Президент США Рузвельт прочитывал сразу два предложения. При этом он мог пересказать прочитанное практически дословно. По свидетельству современников Бальзак мог легко прочитать восемь предложений одновременно.

Большой любовью к чтению отличались Карл Маркс и И. В. Сталин. Количество оставшихся после них книг с заметками на полях свидетельствует о том, что и они были знакомы с приемами скорочтения.

Факторы, влияющие на скорость чтения

Степень усвоения прочитанного и скорость чтения определяются многими факторами. Прежде всего это:

  • Индивидуальные способности человека: интеллектуальные особенности, возраст, свойства памяти, темперамент;
  • Образовательный уровень: специальность, объем знаний в изучаемой области, поставленные задачи;
  • Количество и частота обращения к литературе конкретной тематики;
  • Специфика текста: содержание, сложность, стиль, характер;
  • Оформление: размер и качество шрифта, присутствие графиков, рисунков и таблиц.

Скорочтение – уметь или не уметь?

Является ли скорочтение универсальным средством на все случаи жизни? Может ли любой человек овладеть этими навыками? Нужно ли это конкретно вам?

Когда человек часто сталкивается с необходимостью быстро найти конкретную информацию среди просматриваемого материала, отделить главное от второстепенного, быстро завершить работу по достижении требуемого результата – то овладение техникой скорочтения может оказаться нужным. Если же целью является постижение художественных достоинств, эмоциональное восприятие, понятие тонкостей замысла автора – то в таком случае применение техники скорочтения принесет больше вреда, чем пользы.

Настоящая литература, независимо от жанра, заставляет читателя не только глубоко задумываться над прочитанным, но и буквально быть внутри произведения: видеть описываемые пейзажи, чувствовать то же, что чувствуют герои, одним словом, жить их жизнью. Вряд ли такого эффекта можно добиться используя технику скорочтения. Казалось бы, детективы и боевики можно буквально «проглатывать» с максимальной скоростью отслеживая только сюжет. Вот только польза от чтения такой «литературы» весьма сомнительна.

Можно попробовать использовать скорочтение только для определенных видов литературы. Но здесь необходимо помнить, что привычка к использованию скорочтения способна привести к постепенной потере способности к творческому и вдумчивому чтению. Наверное, лучший вариант — это найти оптимальную скорость при которой не страдает эмоциональное восприятие произведения.

Помните главное — окончательное решение, как и что читать каждый принимает самостоятельно.

Простые упражнения для развития техники скорочтения

  1. Проверить свои способности и увеличить скорость чтения можно и не прибегая к специальным курсам или тренингам, а используя несколько несложных упражнений.
  2. Прочитав книгу, попробуйте проделать это в обратном порядке. Повторите так несколько раз, пока не заметите, что скорость чтения увеличилась.
  3. Попросите партнера выбрать слово в тексте. Постарайтесь найти его как можно быстрее.
  4. Старайтесь читать книгу не останавливаясь и не возвращаясь к прочитанному. Суть текста при этом не должна быть утеряна. Чтобы избежать повторов закрывайте уже прочтенные предложения листком бумаги.
  5. Постарайтесь прочесть несколько предложений сразу.
  6. Попробуйте выяснить основное содержание текста просматривая страницу целиком в течение примерно 20 секунд. Выбирайте в тексте ключевые слова и предложения.

0

Напишите комментарий