Как повысить эффективность запоминания информации
0

Для большинства школьников и студентов приближение лета ассоциируется не только с теплыми вечерами и купанием в море, но и с приближающейся сессией или школьными экзаменами. И это уже страшно. Объем информации, который нужно усвоить для успешной сдачи всех предметов испугает кого угодно. А часто бывает, что подготовка начинается за неделю до дня экзамена, а то и в последнюю ночь. Вот тут-то и скажется веселый прошедший семестр и звенящая пустота в области мозга, отведенной под математику, физику, химию и другие предметы.

Если времени на изучение мало, а запомнить нужно много, то просто бессмысленно читать книги и конспекты по кругу – так большая часть информации мозгом не будет воспринята, как важная и нужная. Так получится результат, который часто описывают как: «Вот смотрю в конспект – все знаю, потом закрою – ничего не помню». И с возрастом память будет только ухудшаться.

Изучение и запоминание материала требует системного подхода и применения специальных методик. Есть несколько основных приемов, которые позволят сконцентрировать внимание на конкретном предмете и в итоге приведут к лучшему запоминанию и последующему воспроизведению информации.

Если необходимо запомнить номер телефона или значение физической константы, то можно разбить эти цифры по группам и придумать свою ассоциацию для каждой. Например: число Пи легко запомнить, если проговорить вслух это число с правильными паузами 3, 14 15 9 26 и 5. Получается рифма, которую запомнить намного легче.

Часто тяжело запомнить имена или фамилии. В этом случае можно применить другой метод. К новым знакомым лучше постоянно обращаться по имени, произнося их имена вслух. Метод ассоциаций здесь тоже может быть уместен, хотя есть риск повторения в вашей жизни знаменитой истории про «лошадиную фамилию».

Еще один прием – мнемонический. Суть его состоит в придании смысла несвязанным словам. Классическим примером является запоминание цветов спектра видимого света с помощью простой считалочки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Могут быть и более интересные примеры использования мнемонических техник: метод «цепочки», который состоит в объединении образов парами в логической последовательности. Если нужно запомнить список покупок, то лучше всего представить, что вы с ними собираетесь делать. Нужно купить мясо, масло и мыло. Тогда представьте, как едите мясо, которое было пожарено на масле, а потом моете руки с мылом. Вот цепочка и готова, а придя в магазин, вы уже ничего не забудете купить.

Но все люди разные и у кого-то лучше развита память визуальная. А у кого-то слуховая память. И если вам легче «сфотографировать» глазами числа, термины, имена, то развивайте эту способность. Можно для этого попробовать такое упражнение. Смотрите на картинки или фотографии, потом закройте глаза и постарайтесь в памяти воссоздать все объекты. Или запоминайте интерьер незнакомых помещений. Для тренировки слуховой памяти старайтесь различать голоса. Старайтесь не смотреть, кто вам звонит по телефону, а узнавать людей по голосам. Людям также свойственный разный звук шагов. Моторы машин разных марок тоже имеют разный звук. Старайтесь обращать внимание на такие мелочи. Это поможет сформировать хорошую слуховую память.

Хорошо известно, что нужно чередовать виды работ. Опытные преподаватели никогда не читают лекции монотонно, а разбавляют их шутками или отдаленными историями, чтобы оживить аудиторию и снова сконцентрировать внимание студентов. Так стоит поступать и при самостоятельном изучении. Уделите чтению учебников минут 45, потом прогуляйтесь, поиграйте с собакой, потом снова садитесь за конспекты. Важно заполнять перерывы именно не умственной работой.

В то же время нежелательно отвлекаться на посторонние предметы. Закройте все чаты и социальные сети, лучше выключить звук на телефоне. Пусть ничто не мешает умственной деятельности. Если никак нельзя избежать разговоров по телефону, то всегда последние абзацы нужно повторить еще раз перед продолжением учебы. Во время чтения лучше всего двигать глазами последовательно, не возвращаясь к предыдущим абзацам, иначе стирается и путается кратковременная память.

Еще стоит принять во внимание психологический фактор. Не нужно сидеть всю ночь над конспектами, зазубривая все до конца. Согласно методу незаконченного чтения, можно оставлять часть работы наутро, это поможет снять напряжение от незаконченного дела.

Нужно также обратить внимание на время дня, выделенное под обучение. Максимально информация запоминается утром и перед сном, хотя вечером также стоит учесть общее утомление. Для запоминания также имеет значение и место. Ученые утверждают, что лучше всего обучение идет на природе. Если ничего не выходит за рабочим столом, возможно, дело пойдет быстрее на веранде.

0

Напишите комментарий