Окончание учебы в Английской школе
0
Окончание учебы в Английской школе

Если бы школьник хотел поступить, скажем, на социологический факультет университета, он наверно следовал бы такой «типичной» линии: пять предметов на «обычном» уровне, включая английский язык, математику, иностранный язык и два других — скажем, историю и биологию; потом, два предмета на «повышенном» уровне, например конституционная история и биология. В настоящее время, это представило бы минимум для поступления в университет. Однако у каждого университета — свои условия приема.

Одним из наиболее многообещающих изменений за последние годы явилось введение нового экзамена для получения Свидетельства о среднем образовании. Его получают учащиеся, которые после пяти лет учебы в средней школе по своим способностям не смогли получить Общее свидетельство об образовании (ОСО). Однако самая высокая из пяти категорий такого свидетельства приравнивается к ОСО «обычного» уровня.

Экзамен проводится в трех формах, первые две из которых являются довольно обычными выпускными экзаменами, основанными на учебных программах районного отдела по экзаменам, связанного с данной школой; но подход более современный, чем при экзаменах на ОСО, и они включают элемент постоянной оценки знаний, принимая во внимание работу ученика в течение всего периода обучения наряду с письменными работами. Третья форма, однако, позволяет учителям в школах составлять курсы и задавать письменные экзаменационные работы по своему усмотрению — вышестоящие органы наблюдают только за тем, чтобы в общем и целом была гарантирована однородность предъявляемых требований. Как ОСО, так и ССО выдаются в отдельных случаях по отдельным предметам.

Давление таких экзаменов и необходимость обеспечить каждому ученику условия, при которых он сможет получить те результаты, которые он заслуживает, более чем какой-либо другой фактор, убеждают учителей в том, что распределение учеников по параллельным классам в зависимости от способностей все еще является единственной практичной формой школьной организации. Это означает, что дети разбиваются на группы в соответствии с их общими способностями, оцениваемыми по результатам испытаний умственных способностей и знакомством с различными предметами; до сих пор лишь в немногих школах организованы группы детей с различным уровнем развития. В экспериментах, однако, недостатка нет, и найден весьма популярный и разумный компромисс — разбивка детей в соответствии с их способностями по отдельным предметам, что предотвращает создание замкнутых групп.

Ввиду наличия такой альтернативы, кажется совершенно нелогичным, что многие учителя «всесторонних» школ, которые по своей природе несовместимы с избирательным принципом, — все еще настаивают на разбивке по группам в соответствии с общими способностями, содействуя сохранению старых, жестких барьеров. Более прогрессивные педагоги с завистью смотрят на Швецию, где введение «всесторонних» школ сопровождалось принятием закона, запретившего разбивку по группам в соответствии с общими способностями. Но такой централизованный контроль совершенно не совместим с традиционной свободой английских директоров школ, с их правом организовывать свои заведения по собственному усмотрению, чем они пользуются очень широко.

Реформа экзаменов в Англии по-видимому всегда принимает форму введения нового экзамена. В настоящее время широко обсуждается вопрос о том, как избежать слишком большой узости в программе старших классов. Наиболее популярным является предложение ввести новый экзамен на промежуточном уровне между «обычным» и «повышенным», с тем чтобы учащиеся могли выбирать различные сочетания предметов со сдачей на «повышенном» и «промежуточном» уровнях.

Что беспокоит некоторых противников системы «всесторонних» школ и заставляет их присматриваться с интересом к положению вещей в СССР, это отсутствие специально созданных курсов для детей, проявляющих исключительные способности по тем или иным предметам — среди наиболее очевидных можно назвать математику. В настоящее время не всегда возможно обеспечить в самой школе такую специальную подготовку, если родители не являются достаточно состоятельными людьми, хотя, конечно, бывают и исключения. Но недавнее предложение о строительстве общежития для музыкально одаренных детей при одной большой «всесторонней» школе очевидно найдет свое отражение в проектах будущего. Идея состоит в том, чтобы дети проходили нормальную подготовку в школе и специальную подготовку в общежитии.

Существует общее мнение о том, что неправильно, если только это не является абсолютно необходимым, отделять особо одаренных детей или, наоборот, детей с недостатками от их нормальных сверстников. Предлагается построить дополнительные помещения при обычных школах для слаборазвитых детей и для детей с физическими недостатками, которые могут участвовать в нормальном учебном процессе. Тогда по крайней мере по ряду предметов можно проводить совместное обучение для всех.

Однако не детали и не организация английской системы образования больше всего поражают гостей, а ее разнообразие. И это почти не дает никакой возможности делать обобщения по тем или иным ее аспектам. Есть также и некоторые неоправданные пережитки, такие, как школьная форма, которая остается обязательной в большинстве школ — как государственных, так и частных, и телесные наказания, которые, несмотря на сдвиги в общественном мнении, все еще разрешены во многих школах, хотя orai применяются все реже и реже.

Жизнь английской школы имеет и другие свои характерные черты. Подавляющее большинство начальных и средних «всесторонних» школ имеют совместное обучение, но большинство «грамматических» средних школ и значительное число средних «современных» школ являются заведениями с раздельным обучением мальчиков и девочек и это также относится к их учительскому составу. Школьные занятия продолжаются в среднем с 9 утра до 4 часов дня ежедневно с примерно полуторачасовым перерывом на обед. Во всех средних школах ученики обязаны выполнять домашние задания, и объем их увеличивается — до непомерных размеров, как утверждают некоторые, — в старших классах с целью подготовки к выпускным экзаменам. И хотя пятилетний возраст может показаться слишком ранним для начала нормальных школьных занятий, в первые два года или около того занятия нацелены главным образом на то, чтобы помочь ребенку
открыть самого себя.

0

Напишите комментарий