Начальная школа в Англии
0

Учебники и тетради для упражнений, а также спортивный и технический инвентарь и оборудование, используемые в школе, предоставляются бесплатно. Нет никакого различия в качестве оборудования в школах, находящихся в разных районах, за исключением той разницы, которая лимитируется размерами местного бюджета.

Детям до восьмилетнего возраста, живущим на расстоянии более 3 км от школы, предоставляется бесплатный транспорт, так же, как и детям старше восьмилетнего возраста, если они живут на расстоянии более 5 км. Все дети до 14 лет пользуются правом проезда на поездах и автобусах по сниженным тарифам. Государство субсидирует стоимость полдника, а для учащихся начальных школ бесплатно выдается еще и молоко для завтрака. Управление медицинского обслуживания школ организует совместно с Министерством здравоохранения бесплатное медицинское, в том числе стоматологическое, обслуживание детей во всех государственных школах.

В Англии за последнее десятилетие обосновалось большое число иммигрантов, семьи которых увеличиваются. Если создавать, как того хотят педагоги, счастливое единое многонациональное общество, то с этой точки зрения представляется весьма непрактичным, что иммигранты селятся в определенных районах и на окраинах городов. Однако дети иммигрантов составляют примерно только три процента из всех школьников, и единственной действительной проблемой, возникшей в связи с теми, кто приехал из неанглофонных стран, является проблема языка, особенно в тех случаях, когда они превышают по численности в классе английских детей. Однако очень большая и плодотворная работа была проведена по организации специальных языковых курсов, а во многих местах центры по приему занимаются подготовкой этих детей также для жизни в английской школе. Одна из школ оставалась открытой в прошлом году в период летних каникул, с тем чтобы добровольцы из числа учеников старших классов могли оказать помощь детям иммигрантов в изучений английского языка.

Трудно не заметить больших и все растущих споров по различным аспектам образования и не только в разреженной атмосфере учительских, колледжей и университетов, но и на страницах газет (которые отводят все больше места своим обозревателям, освещающим вопросы образования), по радио и телевидению и везде, где только встречаются родители. С течением времени этот взрыв интереса к образованию непременно должен повлиять на объем средств, отпускаемых на образование, а в смысле немедленных результатов он принесет только пользу, если на обстановку и процессы, происходящие в наших школах и колледжах, взглянут более критическим взором.

Неоднородность английской системы образования предоставляет родителям широкий выбор различных школ. В публикуемой ниже статье, перепечатанной из газеты «Тайме», одна женщина {сама с высшим образованием)рассказывает: МОИ ДЕТИ учатся в нашей районной начальной школе. Это — маленькая школа, основанная в свое время церковью и финансируемая местными властями. Она помещается в тесном здании с высокими окнами. Здесь имеется крошечная асфальтированная площадка для игр, собирающая дань в виде ободранных локтей и коленок. Детям тут очень хорошо. Уильям сдал экзамен по окончании начальной школы и на будущий год пойдет во «всестороннюю» школу.

Я надеюсь, что он окончит здесь шестой (старший) класс, после чего поступит в университет или во всяком случае получит высшее образование. Не могу даже представить себе, чтобы мне когда-нибудь захотелось отдать детей в частную школу. Соображения мои почти в равной степени экономические, социальные и педагогические.

В государственных школах обучение бесплатное. Это позволяет сберечь достаточно крупную сумму, которая чувствительно дает себя знать в той жизни, какую мы создаем для наших детей. В детском воспитании, по-моему, преувеличивается значение школы и недооценивается влияние семьи.

Если после всех основных расходов у вас остаются лишние деньги, то лучше нанять прислугу или истратить их на книги, пластин-
ки, картины, театр, отдых за границей (за те деньги, которые стоит в год обучение в Итоне, можно совершить «большое турне»*), чем на какое-то несущественное добавление к тому, что государство и так предоставляет бесплатно.

Кроме того, имеется ряд причин социального порядка. Подавляющее большинство детей учится не в частных школах. Послать сына в одну из крупных «паблик-скулс» — Новое здание средней школы.

Уинчестер или Бидэйлс — означало бы обречь его на пребывание в «богатом» окружении. Тогда он так и не узнал бы, как живет большинство людей, и не мог бы понять, как ему повезло в том отношении, что у него есть и собственная комната, и шкаф для игрушек, и родители, которые тут же купят ему пару новых ботинок, как только старые станут тесны. К тому же я не желаю, чтобы мои дети, когда вырастут, отличались от большинства соотечественников своим выговором. «Произношение частной школы» — преимущество, теряющее свою ценность, и я не удивлюсь, если через десять лет оно превратится в настоящую помеху.

Как среди государственных, так и частных школ соотношение плохих и хороших, пожалуй, примерно одинаково, но в государственных выбор разнообразнее хотя бы потому, что их гораздо больше. Если же вам не подходит система интернатов — а для меня она исключена — то вам повезет, если среди частных школ, расположенных за пределами Лондона, у вас будет хоть какая-то возможность выбора. Для меня эта возможность еще более ограничена, потому что я против школ с раздельным обучением. На днях я проходила мимо своей школы и была потрясена, увидев восемнадцатилетних девушек, одетых в бесформенные хлопчатобумажные платья в клетку.

Девочкам трудно учиться в английских школах

В начальной школе учат играть в шахматы куртки, носочки и панамы — точь в точь как и мы 15 лет тому назад. Для меня было бы ужасно, если бы моей дочери пришлось пройти через все те муки, которые испытала я.

Ну а как же с уровнем обучения? Первые годы не особенно трудны, и ни одна из тех частных школ, где я побывала, не сравнится с хорошей государственной начальной школой.

Я могу поверить, что у моего сына было бы больше шансов попасть в Оксфорд или Кембридж, если бы он закончил нашу местную платную школу. Вероятно, там была бы более интеллектуальная обстановка и учителя, которые глубже знают свой предмет. Но за это ему пришлось бы расплачиваться утренними занятиями по субботам, формой, системой старшин, долгими часами, проведенными за выполнением домашних заданий, и отсутствием общества девочек.

Я убеждена также в том, что единственный способ улучшить систему нашего школьного образования — это отдавать своих детей в государственные школы и потом стараться изменить там все, что нам представляется неправильным. Друзья иногда говорят мне: «Не приходится ли вашим детям страдать из-за ваших убеждений?» Я могу ответить только одно: «Не приходится ли вашим детям страдать из-за ваших предрассудков?»

0

Напишите комментарий