Дипломная работа: Половые особенности эмоциональной сферы у представителей творческих профессий

Дипломная работа: Половые особенности эмоциональной сферы у представителей творческих профессий

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ ………4
Глава I. Эмоциональная сфера представителей творческих профессий: особенности проявления и половые различия ……………6
1.1. Психические особенности личности, связанные с половой принадлежностью ………6
1.1.1. Теории, объясняющие различие психики мужчин и женщин ………6
1.1.2. Половые различия в познавательной сфере личности …………8
1.2. Эмоциональная сфера личности ………10
1.2.1. Основные теории происхождения эмоций ………10
1.2.2. Компоненты эмоциональной сферы личности: эмоции, чувства и эмоциональные состояния ………12
1.3. Половые различия в эмоциональной сфере личности ………21
1.4. Понятие «творческая профессия» и психологическая характеристика ее представителей ………23
1.5. Особенности проявления эмоциональности представителей творческих профессий ………26
Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ ………31
2.1 Организация исследования …………31
2.2 Анализ полученных результатов …………32
Заключение …………42
Список использованных источников …………44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Любое событие в жизни человека характеризуется той или иной эмоциональной окраской. Вспоминая прошлое, мы вспоминаем эмоции, которые испытывали в различные моменты жизни и только потом припоминаем последовательность событий, действия. Каждый человек испытывает различные эмоциональные состояния, люди отличаются проявлениями эмоций и чувств, что отражает индивидуальность каждого. Эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Как следствие, об эмоциях написано очень много в художественной и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, педагогов, психологов.
Представитель бихевиоризма Д. Уотсон (Watson, 1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Э. Даффи (Duffy, 1934, 1941) писала, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.
Вопрос, поставленный в заголовке статьи У. Джемса «Что такое эмоция?», остается актуальным как для психологов, так и для физиологов.
На разных этапах развития психологии как науки отношение к эмоциональной сфере человека и ее изучению менялось. Интерес к ней начал гаснуть тогда, когда стали происходить неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Сузились и концепции эмоций, уступив в психологической теории место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации.
На современном этапе многих психологов-исследователей интересуют узкие области в теме изучения эмоций человека и прикладные проблемы, например, управление эмоциями, эмоциональные особенности представителей различных профессий, половые различия эмоциональной сферы и т.д.
Эмоции могут помогать нам в достижении целей, а могут и препятствовать. Так, стенические эмоции могут приводить нас в чувство эйфории, создавая мотивацию и желание достигать поставленную цель. Отрицательные эмоции, в свою очередь, особенно вовремя не выраженные, запрятанные внутрь бессознательного, оказывают разрушающее воздействие на наше здоровье, приводят к психосоматическим заболеваниям. Поэтому важно противостоять такому негативному влиянию. Эмоциями можно и нужно управлять, а для этого их надо изучать, познавать себя и других.
Тема изучения половых особенностей эмоциональной сферы, а также различий в проявлении эмоций у представителей творческих профессий является достаточно интересной и мало изученной. В связи с этим, целью настоящей работы будет являться изучение половых особенностей эмоциональной сферы представителей творческих профессий.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – половые особенности эмоциональной сферы представителей творческих профессий.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятия «эмоция» и «эмоциональная сфера личности».
2. Описать половые различия в проявлениях эмоциональной сферы.
3. Дать характеристику понятию «творческая профессия» и описать психологические особенности ее представителей.
4. Осуществить эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы представителей творческих профессий.
Гипотезой для эмпирической части работы будет выступать предположение о том, что у представителей творческих профессий имеются различия между мужчинами и женщинами в некоторых проявлениях эмоциональной сферы, а именно:
– в уровне эмоциональности;
– в эмоциональной экспрессии;
– в уровне эмоционального интеллекта.

Рассмотрение различных эмоциональных явлений, отмечаемых в психологической литературе, дает основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя (в порядке возрастания биологической и социальной значимости) эмоциональность, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей. Эмоциональность является формой эмоционального реагирования.
Поскольку в эмоциях участвуют психический, вегетативный и психомоторный уровни реагирования, она есть не что иное, как психофизиологическое (или эмоциональное) состояние.
Поскольку эмоции – это специфические реакции на значимые стимулы, человек не может испытывать их постоянно. В самом деле, не все ситуации и стимулы, с которыми человек встречается на протяжении дня, расцениваются им как значимые. Следовательно, нет и эмоционального реагирования.
Что касается роли эмоций в управлении поведением и деятельностью человека, то она весьма многообразна: это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемых ощущениях от внешних раздражителей (здесь играет роль эмоциональный тон ощущений), и сигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации (опасная – неопасная, и т. п.), и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая угасанию имевшейся потребности. Эмоциональное реагирование также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая им мотивационный процесс и способствуя подготовке организма к действию в той или иной значимой ситуации.
Данное исследование было посвящено изучению эмоциональной сферы человека, особенностям выражения эмоций мужчинами и женщинами – представителей творческих профессий. Полученные в ходе исследования данные позволили сделать вывод о том, что статистически значимых различий в изученных компонентах эмоциональной сферы (уровень экспрессии, эмоциональный интеллекта и уровень эмоциональности) между мужчинами и женщинами не наблюдается. В связи с этим, можно сделать заключение о некотором усреднении в эмоциональном плане мужчин и женщин – представителей творческих профессий.
Современность внесла существенные изменения в культуру общества, в том числе и в культуру взаимоотношений мужчин и женщин. Женщины во многом стали более мужественными, мужчины, наоборот, переняли некоторые женские роли и привычки. Гендерные стереотипы в современности стираются, существует тенденция к изменению гендерных ролей, что неизменно влияет на поведение и проявление эмоций и чувств у мужчин и женщин. Данное предположение требует дальнейшего детального изучения, открывая перед нами направления для будущей исследовательской работы.

Поиск в базе готовых дипломных работ.