Дипломная работа: Специфика и особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности

Дипломная работа: Специфика и особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию мотивации профессиональной деятельности курсантов
§1. Теоретический анализ подходов изучению мотивации курсантов в отечественной и зарубежной литературе   §2. Анализ особенности мотивации курсантов
§3. Модель особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности
Выводы по главе
Глава 2. Эмпирическое исследования особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности
§1. Характер обследуемого контингента и описание методов исследования
§2. Описание исследования особенности мотивации курсантов
§3. Практические рекомендации
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Актуальность исследования. Имеющиеся данные показывают, что мотивация трудовой деятельности — это сложный психологический феномен. Побуждение к той или иной работе, как правило, связано с желанием удовлетворить не одну, а целый ряд потребностей. Следует также отметить большие индивидуальные различия в потребностях людей, причем одна потребность человека может получить разную значимость в зависимости от конкретной ситуации. Более того, характер импульсов на работу одного человека, постоянно меняется с возрастом, а также в ходе интеллектуального, нравственного и эмоционального развития. Таким образом, мотивация трудовой деятельности человека — это непрерывный процесс, который происходит под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Основные объективные факторы включают воздействие социальных макро — характеристик общества в целом и всех значительных изменений, которые в нем происходят.
Вооруженные Силы Российской Федерации, в настоящее время переживают сложный и ответственный период своей реструктуризации, целью которой является переход в их совершенно новому облику, как в количественном, и в качественном выражении. Эти изменения требуют системы военного образования, подготовки высокопрофессиональных военных кадров. Военно-профессиональной деятельности будущих военных, как специфического вида профессиональной деятельности требует от курсанта образования ряда важных характеристик. Одним из них является очень развитая, устойчивая мотивация к военной службы, с доминированием профессиональных военных мотивов, сформированных в период обучения в военном учебном заведении.
Однако, как показывает практика, с каждым годом растет количество курсантов, которые отчисляются из университета за причины плохой учебы, отсутствия дисциплины, профессиональной непригодности, нежелании продолжать военную службу, снижение учебной и профессиональной мотивации обучаемых, особенно на старших курсах, характеризуется ростом прагматических установок и мотивов.
В связи с этим исследование психологических особенностей мотивации профессиональной деятельности курсантов военно-учебных заведений, развитие психологических технологий для совершенствования с учетом современных требований к профессии военного кажется особенно важным.
На сегодняшний день существует множество теорий, в которых делаются попытки определить и объяснить факторы, побуждающие личность к работе.
Процессуальные теории мотивации предполагают, что поведение человека определяется ситуацией (ожидаемые и фактические события) и индивидуальными особенностями восприятия ситуации. К процессуальным относятся теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливости Стейси Адамса, модель Портера-Лоулера и др.
Содержательные теории мотивации опираются на предположение, что поведение человека определяется не только финансово-экономическими факторами. Согласно этой идее, каждый человек имеет свой собственный уникальный набор потребностей, в зависимости от которых и проявляется его поведение. Содержательные теорий, в основном, включают иерархии потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторную модель Фредерика Герцберга, теория Дэвида МакКлелланда и другие.
Объект — мотивации курсантов к профессиональной деятельности.
Предмет — специфика и особенности мотивации курсантов к профессиональной деятельности
Гипотеза исследования, в исследовании автор предполагает, что мотивация профессиональной деятельности курсантов военных ВУЗов имеет существенные особенности, проявляющиеся в её содержании и структуре, складывающиеся под воздействием типа военно-профессиональной деятельности.
Цель исследования – выявить содержательные, структурные, особенности, типологию мотивации профессиональной деятельности курсантов и обосновать психологические условия её совершенствования.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретических подходов к мотивации профессиональной деятельности в психологической науке выработать теоретическую модель мотивации профессиональной деятельности курсантов.
2. Выявить психологические особенности содержания, структуры мотивации профессиональной деятельности курсантов.
3. Обосновать основные психологические условия совершенствования мотивации профессиональной деятельности курсантов.
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии мотива, как правило, выделяют дореволюционный и советский периоды. Первый из них связывают обычно с именами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и других. Их усилиями в психологию внедрялся принцип материалистического мировоззрения. В советский период в рассмотрении проблемы мотивов можно выделить подходы Л.И. Божович, Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.
В работе «Мотивация и мотивы» Е.П.Ильин приводит обширный перечень вариантов толкования термина «мотив»: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович), потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик), морально-политические установки и помыслы (В.И. Ковалев), психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев), и даже условия существования (В.К. Вилюнас). Используется это понятие и для обозначения причины любого деяния (А.В. Морозов).
Исследованием проблемы потребности и мотивации деятельности занимались многие зарубежные педагоги и психологи К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Тол-мен, К, Хапл, Б, Скиннер, К- Левин, Э. Фромм, А, Маслоу, К. Роджерс, Дж-Роттер, Д. Мак-Клелланд, Ф, Герцберг, Л, Портер, Э. Лоулер, X, Хекхаузен, а также отечественные: А,Н. Леонтьев, CJL Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Ю.М. Орлов и др.
Психологический анализ мотивации различных сторон воинской службы осуществлён в ряде работ военных психологов: М.И Дъяченко, А.М. Столяренко, Л.Ф. Железняк, А.И.Александров, В.И. Ковалёв, В.Н. Селезнёв, В.В. Богуславский, В.В. Сысоев, П.А. Корчемный, Ю.В. Шеремета, М.С. Полянский, В.Б. Павельчук, Б.А Агеев, Г.А. Волковицкий, Э.П. Утлик, К.К. Масюченко, А.Г. Караяни, А.В. Мощенко, А.А. Камышанов, В.А. Суворов, О.Б. Бобкова, Г.А Виноградовой и др.
Методы исследования.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего эксперимента. Исследовательская работа предусматривала анализ источников и документов, тестирование по методикам, математическую обработку результатов, анализ, сравнение и обобщение.
Методики исследования:
1.    Методика JDS (Job diagnostic survey) – (Хекмана-Олдхэма) — выявление  мотивации трудовой деятельности.
2.    Методика МУН (Мотивации успеха и неудач).
3.    Методика диагностики социально — психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной (установки: альтруизм-эгоизм, процесс-результат, свобода-власть, труд-деньги).
Исследование проводилось с курсантами, проходящими службу в высших военно-учебных заведениях, в исследовании приняло участие 30 человек.
Структура исследования включает, введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Военно-профессиональной деятельности военнослужащих, не находит должной социально-экономической поддержки от государства. Однако, необходима подготовка высококвалифицированных военных специалистов для выполнения сложных на сегодня задач — для защиты интересов личности, общества и государства, Конституционного права и свободы граждан.
Деятельность высшей военной школы направлена на создание условий, способствующих формированию более разнообразной, социально-активной личности военного профессионала и обеспечение высокого качества обучения. Одной из важнейших задач вузов внутренних войск является совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров в целях обеспечения войск специалистами, способных целенаправленно обучать и воспитывать подчиненных, умело руководить подразделениями в сложных условиях служебно-боевой деятельности войск.
Специфика военно-профессиональных мотивов молодых студентов для поступления в военно-учебных заведениях на современном этапе развития российского общества связана с ухудшением отношения молодежи к военной службе, делая его менее престижной и значительно осложнили процесс приток специалистов для Федеральной службы безопасности и Министерства Обороны Российской Федерации.
В мотивам военной профессии лежат личные и общественно значимые потребности, в той или иной степени, интериоризованные личностью. Мотивы, как сознательно, так и субъективно принимаются индивидуальные решения подготовки целеустремленно и предсказуемо выбирать профессиональное поведение. С этих позиций мотивы военной профессии рассматриваются нами в качестве сознательных мотивов человека, который определяет направление своей деятельности в профессиональном поведении в целом, так и ориентацией на различные аспекты профессиональной деятельности (в отношении содержания, процесса, результата и др.), или на факторы, лежащие за пределами профессиональной деятельности (заработная плата, пособия и т.д.).
В современной науке об управлении мотивация играет ведущую роль. Есть много разных теорий и моделей мотивации, которые иногда противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теорию человеческих отношений Ренсиса Ликерта, Теорию ожиданий Виктора Вруума, Теорию X и Y Дугласа МакГрегора, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Тем не менее, руководителям организаций, не стоит искать в этих работах, готовых рецептов мотивации персонала, но, узнав основные положения понимается необходимость разработки программы мотивации персонала. Мы также должны осознавать, что у каждой компании должна быть своя определенная программа, которая учитывала бы все особенности деятельности компании.
В профориентационной работе с молодежью необходимо использовать момент возникновения у выпускника школы, колледжа или другого среднего заведения потребности в непрерывном образовании. Именно тогда информационные воздействия падают на благодатную почву, и есть предпосылки для дальнейшей дифференциации и уточнения потребностей с его последующей трансформации в сознательную цель, и тогда может возникнуть решение (мотив) на получение военной специальности.
Выбирая сферу своей будущей профессиональной деятельности, молодые люди не выбирает профессию и работу, а будущей «образ жизни», к которому должен быть готов психологически. Соответственно, возникает вопрос, как оно понимается, как сделать важный выбор в пользу военного института. Ответ на этот вопрос является важным, учитывая тот факт, что мотивация во многом определяет особенности адаптации к требованиям образовательного учреждения, отношение к учебе и дальнейшей военной деятельности после окончания вуза. Ориентация на профессиональные предпочтения кандидатам, которым удалось впоследствии приобрести статус курсанта, предоставляет возможности для педагогического персонала военного института выработки адекватной стратегии и тактики психологического сопровождения образовательной деятельности, ведения образовательной деятельности, с учетом индивидуально-психологических особенностей курсантов.
В ходе экспериментальных исследований мы определили особенности мотивации студентов. При изучении мотивации трудовой деятельности мы выделили следующие характеристики: различные навыки — 5,4 балла; важность технического задания — 5,1; профессиональное совершенствование — 4,2; автономность — 4,6; обратная связь от работы — 3,1; обратная связь от других — 5,6; взаимодействие 5,8.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации, выраженной у 60% курсантов. С такой мотивацией люди, начиная работу, имеет целью достижение чего-то конструктивного, позитивного. В основе деятельности человека лежит надежда на успех и необходимость достижения успеха. Такие люди, как правило, уверены в своих силах, ответственны, решительны и активны. Их отличает упорство в достижении поставленных целей. целеустремленность.
При диагностике значения обнаружили, что курсанты более мотивированы деньгами, результатом работы, трудом, альтруизмом. Менее выраженны эгоистическая мотивация и процесса деятельности.
В ходе исследования, цели и задачи, гипотеза исследования подтвердилась мотивация профессиональной деятельности курсантов военных ВУЗов имеет существенные особенности, проявляющиеся в её содержании и структуре, складывающиеся под воздействием типа военно-профессиональной деятельности.

  • Дата: Сентябрь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1fCh0k

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.