Дипломная работа: Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Дипломная работа: Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса младших школьника

Психолого – педагогическая характеристика

младшего школьного возраста……………………………………………………..6

1.2.Особенности познавательных интересов младших школьников……………………………………………………………………………………………..12

1.3. Взгляды отечественных исследователей

на проблему формирования познавательных интересов……………..15

 

1.4. Влияние игры  на формирование познавательного интереса младших школьников………………………………………………………..21

Глава II. Экспериментальное исследование процесса влияние игры на формирование познавательного интереса……………………………….27

2.1. Выявление уровня сформированности познавательных интересов  младших  школьников

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы процесса формирование познавательного интереса………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………………

Актуальность темы. В последнее время в педагогике, так же как и во   многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

По  мнению  Л.С.  Выготского,  познавательный  интерес  —  это  «естественный  двигатель  детского  поведения»,  он  является  «верным  выражением  инстинктивного  стремления;  указанием  на  то,  что  деятельность  ребенка  совпадает  с  его  органическими  потребностями».  Вот  почему  оптимальным  решением  педагога  будет  построение  «всей  воспитательной  системы  на  точно  учтенных  детских  интересах…»

Также  Н.Г.  Морозова  определяет  познавательный  интерес  как  мотив,  описывая  его  как  «важную  личностную  характеристику  школьника  и  как  интегральное  познавательно-эмоциональное  отношение  школьника  к  учению».  Автор  считает,  что  интерес  это  отражение  сложных  процессов,  происходящих  в  мотивационной  сфере  деятельности .

Мы  считаем,  что  именно  этот  вид  интереса  (познавательный  интерес)  является  чрезвычайно  важным  в  организации  учебной  деятельности  в  младшем  школьном  возрасте.  Познавательный  интерес  у  младших  школьников  имеет  довольно  яркую  эмоциональную  окраску.    Он  проявляется  в  интересе  к  наблюдениям,  описаниям,  впечатлениям.  Познавательный  интерес  в  младшем  школьном  возрасте  в  значительной  мере  определяется  таким  новообразованием  психики  как  стремление  к  взрослению  и  стремление  к  самостоятельности.  Познавательный  интерес  в  этом  возрасте  связан  с  желанием  проникнуть  в  существующие  закономерности  учения  и  в  основание  знаний  в  целом.

В  психологической  литературе  мы  обнаружили  схожие  точки  зрения  ученых  о  природе  возникновения  познавательного  интереса  как  такового.  Большинство  психологов  как  отечественных,  так  и  зарубежных  связывают  интерес  с  потребностью  и  часто  их  сравнивают.   Взаимосвязь  между  потребностями  и  познавательным  интересом  весьма  сложна  и  не  дает  оснований  ставить  между  ними  знак  равенства.

Так,  С.Л.  Рубинштейн  отмечает,  что  интерес  отражает  потребность,  но  не  сводится  к  ней.  К  развитию  интереса  можно  также  отнести  и  случаи  перехода  познавательного  интереса  в  учебный  интерес.  В  связи  с  этим,  И.Ф.  Харламов  изучал  специфику  учебного  интереса,  отличающую  его  от  других  видов  познавательного  интереса. Исследуя  и  познавая  мир,  ребенок  делает  массу  открытий,  проявляя  интерес  к  разным  областям  окружающей  его  действительности.

Согласно  мнению  Г.И.  Щукиной,  познавательный  интерес  —  это  особое  избирательное,  наполненное  активным  замыслом,  сильными  эмоциями,  устремлениями  отношение  личности  к  окружающему  миру,  к  его  объектам,  явлениям  и  процессам

       Игра – для детей это воссоздание какой-либо реальности с целью научиться действовать в ней (примером может послужить любая детская игра), на игре построено воспитание ребенка и познание им окружающего мира. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количество знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Советские психологи исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, выделение смысловой стороны мотивации «свидетельствует о научно обоснованной вере в человеческий разум, человеческое сознание, интеллект»

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра- один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра формирует учебную мотивацию школьников.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науки — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру( игровую деятельность, игровые формы, приемы)- это важнейший путь включения детей в учебную работу,  способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условии  жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатывают многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер , Б.И. Хачапуридзе, З.М. Багусловской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, Е.К.Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Цель исследования: выявить и обосновать условия, при кторых игровая деятельность становится эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников.

       Предмет исследования: игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

        Объект исследования: формирование познавательного интереса  детей младшего школьного возраста.

        Гипотеза исследования: мы  предполагаем, что   использование  разнообразных игр   с детьми младшего школьного возраста, с учётом современных методик,    способствует:

— формированию познавательного интереса  младших школьников;

— повышению уровня знаний младших школьников.

        Задачи исследования:

1.Анализ литературы по данной проблеме и рассмотрение различных подходов к развитию познавательного интереса.

2.Разработка комплекса игр, способствующих развитию познавательного интереса  младших школьников.

3.Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности влияния игр  на развитие познавательного интереса младших школьников.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др..

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы;

— анкетирование,

-индивидуальная беседа с младшими школьниками,

— эксперимент.

        База исследования:   МОУ Сотниковская СОШ 3 а и 3 б

Итак,  познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.       Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство   обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с  охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы,   применяю компьютерные технологии, на уроках использую электронные и другие наглядные пособия.

Люблю использовать разнообразные виды уроков, что позволяет развивать у детей любознательность, активность, расширять их кругозор, творческие способности.

Ребятам больше нравятся уроки – практические, уроки самостоятельной творческой деятельностью. Дети на таких уроках наиболее активны, показывают свои творческие способности.

На уроках я использую различные формы: беседы,  ролевые  игры, уроки. Это позволяет учащимся проявить себя, развивать у них любознательность, расширить кругозор, наблюдательность, активность, самостоятельность. При подготовке уроков использую дополнительную литературу, сообщения средств массовой информации, наглядные пособия, карточки, тесты, ИКТ

В своей работе использую разноуровневые задания. Применяю индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками.

Готовясь к урокам, уделяю внимание всем компонентам урока: целям, задачам, содержанию, методам, формам и результатам обучения.

Пополняю свою копилку дидактическими и наглядными материалами, тестами, мультимедиа .

В ходе написания выпускной квалификационной работы были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала положительный результат.

  1. Игра- это одна из форм обучения. Она должна включаться в учебный процесс по предметам в тесной связи с другими приемами учебной работы.
  2. Учителю нужно уметь организовать игру так, чтобы заинтересовать

детей учебным материалом.

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя  однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются обще- учебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

 

Поиск в базе готовых дипломных работ.