Курсовая работа: Изучение Я-концепции и самопрезентации в социальных сетях

Курсовая работа: Изучение Я-концепции и самопрезентации в социальных сетях

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Целью исследования является выявление особенностей Я-концепции пользователей социальной сети «ВКонтакте» в их взаимосвязи с особенностями самопрезентации в аккаунте.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Провести качественный и количественный анализ содержания личных страниц пользователей социальной сети.
  2. Выделить и описать стилевые группы самоописаний пользователей.
  3. Изучить особенности Я-концепции участников исследования.
  4. Выявить различия характеристик Я-концепции у представителей различных стилей самопрезентации в социальной сети.

 

Для определения техник и тактик самопрезентации, применяемых пользователями виртуальных социальных сетей, использован метод контент-анализа. Контент-анализ — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления фактов и тенденций, отраженных в этих документах. В нашем исследовании в качестве источника, подвергаемого контент-анализу, выступает содержание 35 личных страниц пользователей русскоязычной виртуальной социальной сети «ВКонтакте» от 15 февраля 2015 года. Выборка: 11 мужчин и 24 женщины в возрасте от 17 до 36 лет (средний возраст 27 лет). Следует отметить, что полученные данные соответствуют только социальной сети «ВКонтакте» и применимы для описания стилей самопрезентации людей соответствующих социальным характеристикам участников нашей выборки. Ввиду того, что стандартизации выборки не проводилось и участники исследования знакомы между собой, перенесение выводов исследования на другие группы не представляется возможным.

Для выделения категорий анализа содержания личных страниц пользователей социальной сети использованы формальные и содержательные характеристики их сообщений. В данном исследовании категории анализа соответствуют формам самопрезентации, а подкатегории их содержанию, которое соответствует отдельным техникам самопредьявления. Списки категорий и подкатегорий, выделенных нами для контент-анализа, представлены в приложении 1.

Для выявления особенностей Я-концепции участников исследования использовались: Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева и модифицированный вариант методики «Q-Сортировка» опросник В. Стефансона.

Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеевой предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания — 30 — 40 минут.

Методика «Q-Сортировка» опросник В. Стефансона используется для изучения представлений личности о себе и диагностики тенденций поведения в группе. Достоинством теста Q -сортировка является то, что при работе с ней тестируемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» стереотипам и результатам других людей.

В данном исследовании использовался модифицированный вариант (приложение 2). Вопросы методики были переформулированы так, чтобы отражали особенности Я-концепции личности в практике общения в социальных сетях. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость от мнения, не зависимость от мнения, общительность, необщительность, желание участвовать в группах, нежелание участвовать в группах.

1.    Анализ особенностей самопредъявления себя в социальной сети ВКонтакте показал, что в исследуемом сообществе доминирует установка на взаимодействие и общение, отсутствует направленность на анонимность общения.
2.    Контент-анализ страниц социальной сети «ВКонтакте» позволяет выделить три стиля самопрезентации, названные нами компенсаторный, отрытый и манипулятивный.
3.    Участники исследования обладают достаточно высоким уровнем самоотношения для функционирования личности и психики. У них отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях у них наблюдается положительный фон отношения к себе и признание своих достоинств. При возникновении трудностей из вера в себя снижается.
4.    Стиль самопрезентации в аккаунте определяться особенностями Я-концепции личности. Это проявляется в различиях Я-концепции у людей, использующих разные стили самопрезентации в социальной сети:
4.1.    При манипулятивном стиле самопрезентации наблюдается самый высокий уровень закрытости и самопринятия, что говорит о склонности избегать открытых отношений с самим собой и принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. У людей, которые используют компенсаторный стиль самопрезентации в сети интернет отмечается самый высокий уровень самоуверенности. Люди с открытым стилем самопредъявления отличаются умеренными показателями закрытости, самопринятия и самым низким уровнем самоуверенности.
4.2.    Самый высокий уровень зависимости отмечается у людей с манипулятивным стилем самопрезентации, а самый высокий уровень независимости у людей с компенсаторным стилем самопрезентации. При открытом стиле самопредъявления отмечается умеренный уровень зависимости/независимости от мнения других и желания/нежелания участвовать в группах и сообществах.

  • Дата: Сентябрь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1fFmMC

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.