Дипломная работа: Бюджетная политика Российской Федерации

Дипломная работа: Бюджетная политика Российской Федерации

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение…………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики…………7
1.1 Эволюционное развитие бюджетной политики России………………………7
1.2 Социально-экономическая сущность и функции бюджета………………………..10
1.3 Цель, задачи и основные принципы реализации бюджетной политики………………………………………………………………………….…14
1.4 Зарубежный опыт формирования бюджетной политики……………………20
Глава 2. Мониторинг проводимой бюджетной политики России на современном этапе ее проблемы и перспективы…………………………………………………27
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….…27
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов………………..…33
2.3 Мониторинг межбюджетных отношений с субъектами РФ……………..…40
2.4 Проблемы и пути их решения в области формирования бюджетной политики России на современном этапе……………………………………….…45
Заключение……………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………………..….54
Приложения………………………………………………………………………….57

Бюджетная политика государства — это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, осуществляемых с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Актуальность данной темы дипломной работы прослеживается в том, что главной целью бюджетной политики России на 2015-2017 годы является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование «Бюджета для граждан».

К наиболее значимым исследованиям проблемы устойчивости бюджетной системы, совершенствования бюджетной системы, оценки эффективности использования бюджетных ресурсов, долгового регулирования, пенсионного обеспечения можно отнести работы Власова С.А., Ивановой О.Б., Исакина М.А., Романовой Т.Ф., Сенчагова А.И., Соловьева А.К., Челышевой Э.А., Хабаева С.Г., Шакиной Е.А, Ясина Е.П. и др.

Вопросы сущности, роли, эффективности и совершенствования бюджетной политики в настоящий период чрезвычайно актуальны. Либеральный экономический курс ещё вчера считался единственно верным и незыблемым. Однако современные реалии и тенденции говорят о том, что не всё так однозначно. Совершенствование бюджетной политики в этих условиях требует переосмысления: где, в каких координатах находится сейчас Россия и куда, в каком направлении необходимо двигаться. Большое внимание научно-экспертного сообщества к данной проблеме и её недостаточная разработанность в части оценки качества практической реализации бюджетной политики и определило цель исследования.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в раскрытии теоретических  основ бюджетной политики и разработке  перспектив и выработки предложений по усовершенствованию современной бюджетной политики РФ.

Задачи исследования подчинены достижению цели и состоят в следующем:

—  исследовать сущностное содержание формирования бюджетной политики;

— проанализировать текущие и перспективные направления реализации отечественной   бюджетной политики  на современном этапе;

— сформулировать прогноз долгосрочного развития бюджетной политики РФ и определить сценарии возможного её применения в целях стимулирующего воздействия на экономику страны.

Объектом выпускной квалификационной работы является бюджетная политика России на 2014-2017 и на перспективу до 2020 и 2030 года.

Предмет дипломного исследования – роль государства в управлении экономикой страны через систему государственных финансов посредством бюджетной политики.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на трудах научно-экспертного сообщества по теории финансов, бюджета, бюджетного устройства, бюджетной системы и бюджетной политики. Применялись такие методы научного познания, как: сравнительный и статистический  анализ.

Информационная база исследования представлена монографиями, периодическими научными и деловыми печатными изданиями, сборниками статей, научными докладами, материалами научных конференций и семинаров, информационно-аналитическими материалами, нормативно-правовыми актами Министерства финансов РФ, Счётной палаты РФ, Федерального казначейства  и др., учебной и справочной литературой, материалами интернет-ресурсов.

Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.

С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.

Исполнение федерального бюджета РФ в начале 2015 года проходил в условиях экономического кризиса. Наблюдалось общее замед­ление динамики экономического развития, сопро­вождающейся существенно более низким уровнем мировых цен на нефть по сравнению с прогнозным по­казателем. При этом следует отметить, что зависимость финансово-хозяйственной деятельности предприятий РФ от общеэкономической ситуации в стране и в мире крайне велика. В таких условиях неизбежно возникает напряженность при исполнении доходной части федерального бюджета РФ, что непосредственно от­ражается на своевременности финансирования рас­ходов бюджета.

В связи с уже сложившейся в последние годы сложной ситуацией с опережающим ростом расходов, в том числе ввиду необходимости исполнения майских указов, в антикризисные планы были включены разнообразные меры по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. В качестве основных направлений по привлечению дополнительных доходов чаще всего выделяются приватизация и повышение собираемости налогов. Также встречаются повышение эффективности управления акционерными обществами, акции которых находятся в собственности региона (например, Брянская область). Увеличение налогов не предусмотрено ни в одном из планов, однако присутствует инвентаризация налоговых льгот (например, Пермский, Ставропольский края, Тульская область). При этом в ряде регионов встречаются обратные меры, направленные не на повышение доходов, а на поддержку бизнеса, что, скорее всего, приведет к снижению доходов (например, понижение арендных ставок, введение льгот и отсрочек по уплате налога на землю и т. п.).

Оптимизацию бюджетных расходов предполагается осуществлять по следующим ключевым направлениям. По аналогии с федеральным антикризисным планом большинство субъектов РФ предусмотрели при­оритизацию расходов, включая расходы на государственные программы, реализацию адресной инвестиционной программы и т. д. Также часто встречаются меры по сокращению расходов на систему государственного управления за счет оптимизации структуры органов исполнительной власти и сокращения численности госслужащих.

Сокращать расходы планируется и за счет системы государственных закупок, в том числе отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, мер по предотвращению завышения начальных цен закупок, расширению практики проведения совместных торгов. В Тульской области, помимо прочего, преду­смотрена также регламентация использования экономии, полученной в результате проведения закупочных процедур. В Москве и Санкт-Петербурге отдельно реализуется политика ценообразования в строительстве объектов городского заказа, включающая оптимизацию проектных и технологических решений, импортозамещение материалов и т. д.

Значительное количество мер предусмотрено в отношении сети государственных учреждений. Помимо реструктуризации, планируются оптимизация штатных структур в учреждениях, запрет на увеличение штатной численности учреждений, стимулирование учреждений к развитию приносящей доход деятельности, внедрение аутсорсинга (Тамбовская область). В целом логика планируемых мер предполагает усиление контроля над деятельностью учреждений. Так, например, в Белгородской области предполагается даже применение порядка доведения до бюджетных учреждений ежемесячных лимитов бюджетных расходов, а также предварительное санкционирование расходов, которые планируется произвести за счет средств от приносящей доход деятельности. Подобные решения ставят под сомнения результаты проводимой в последние годы реформы бюджетной сети, направленные на повышение самостоятельности учреждений.

В то время как в нескольких планах встречается прямое указание на секвестирование бюджета (Амурская, Вологодская области, Республика Дагестан, Пермский край), хочется выделить план Ленинградской области, где предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы для завершения ранее начатого строительства.

Помимо управления собственными ресурсами, большинство планов содержат меры по привлечению федеральных средств. В том числе в планах встречаются: привлечение бюджетных кредитов, участие в государственных программах, ФЦП и конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти между субъектами РФ на предоставление субсидий, содействие в получении региональными организациями средств федерального бюджета и институтов развития, включая государственные гарантии и субсидии.

Отдельно в планы включаются мероприятия по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, внесению предложений по корректировке федерального законодательства, включая Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, нормативные правовые акты, определяющие инструменты поддержки отраслей экономики.

 

Поиск в базе готовых дипломных работ.