Курсовая работа: Изучение проблем развития внимания у детей 6-7 лет

Курсовая работа: Изучение проблем развития внимания у детей 6-7 лет

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение ……………………………………. 2
Глава 1  Теоретические аспекты изучения проблем развития внимания у детей 6-7 лет………………………. 5
1.1 Анализ научных подходов к проблеме развития внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых …..………….… 5
1.2 Особенности развития видов и свойств внимания у детей 6-7 лет………………………….……… 18
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей 6-7 лет. …………… 33
2.1 Содержание и методика изучения развития внимания у детей 6-7 лет.…………………………….. 33
2.2 Анализ полученных результатов …………………………………………… 36
Заключение ……………………………………………..………….…… 37
Список используемой  литературы ……………………………………….……. 40
Приложение ……………………………………………………………………… 41

Во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. Внимание может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Внимание –  это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Актуальность проблемы изучения особенностей развития  внимания у детей 6-7 лет определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей 6-7 лет.
Объект исследования: познавательная сфера детей 6-7 лет.
Предмет исследования: особенности развития внимания детей 6 — 7 лет.
Гипотеза: мы предположили что внимание детей 6-7 лет отличается небольшим объёмом малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10–20 минут. Распределение внимания детей 6–7 лет развито недостаточно и что с помощью специально подобранных диагностических методик можно выявить у детей отдельные особенности свойств внимания.
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития внимания у детей 6 — 7 лет.
2. Определить методы и провести исследование особенностей  развития внимания у детей 6 — 7 лет.
3. Проанализировать результаты и сделать вывод.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий этап; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Исследования проводились с детьми 6-7 лет на базе АНО ДО «Планета детства» «Лада» детского сада №99 «Капелька».
Практическая значимость исследования свойств внимания у детей 6 — 7 лет. Результаты исследования могут применятся педагогами–психологами и воспитателями ДОО на этапе изучения особенностей внимания детей 6–7 лет.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения,  2 глав,   заключения, списка используемой литературы(22 источников) и 3 приложений , работа содержит   5 таблицы.

Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни – быту, в общении с другими людьми, в спорте, в культуре и т. д. внимание является важнейшим качеством развитого человека.
Высокий уровень его развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Усилия воспитателей постоянно направлены на воспитание и сохранение основных свойств внимания.
Различают 6 свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение отвлекаемость. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического — развитостью логического внимания.
Были изучены особенности развития внимания у детей 6 — 7 лет. Возрастная особенность детей 6 — 7 лет — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей 6 -7 лет безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого детям 6 — 7 лет трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения.
Была проведена экспериментальная работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость распределение и обтём). Исследования индивидуальных особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Однако факты, приведенные в работе, показывают, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании и мы в состоянии их зарегистрировать. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С. Станиславский, который в книге «Работа актера над собой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека.
Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание.

  • Дата: Декабрь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1h7rJX

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.