Дипломная работа: Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних

Дипломная работа: Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1. Основные положения и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 7
1.2. Виды и формы наказаний, применяемых к несовершеннолетним 21
1.3. Особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия 31
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 44
2.1. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности по общим основаниям 44
2.2.Особенности условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания 49
2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с его возрастной невменяемостью и прекращение уголовного дела 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Одним из важнейших вопросов в современной юридической литературе является проблема освобождения от уголовной ответственности и наказания за совершенное преступление. С давних времен к данной проблеме применялся весьма дифференцированный подход: выделялись категории лиц, которые могут быть освобождены от уголовной ответственности, менялись основания для освобождения. Эта тема не потеряла своей актуальности до сих пор. Это связано с развитием юридической науки и совершенствованием системы российского законодательства в связи с изменяющимися условиями политической и правовой жизни страны.

По общему правилу уголовная ответственность реализуется в наказании, применяемом судом к лицам, виновным в совершении преступления. Однако, достижение целей борьбы с преступностью, в ряде случаев, возможно и без привлечения виновных в совершении преступления лиц от уголовной ответственности, или же при их осуждении, но с освобождением от реального отбывания наказания, или при досрочном освобождении от наказания, или путем замены, не отбытой части наказания другим, более мягким наказанием, что особенно важно при назначении уголовной ответственности к несовершеннолетним.

Содержательная характеристика отношений между людьми и (или) несовершеннолетними на уголовно-правовом уровне в немалой степени зависит от ориентации этих индивидов в мире социальных ценностей,  охраняемых уголовным законом, личностных возможностей и способностей человека к избирательному поведению относительно этих ценностей. Только в этом смысле можно говорить об уголовной ответственности несовершеннолетнего за свои деяния, которые способны причинить или фактически причиняют вред этим ценностям.

Считается, что уголовная ответственность —  комплексный институт, который регулируется нормами трех отраслей права: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного.

Таким образом, проблема уголовной ответственности и форм ее реализации имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение как для судов, так и для других правоохранительных органов.

Другими словами все вышеизложенное подводит нас к суждению об актуальности выбранной  темы для исследования.

Научная новизна дипломного исследования определяется комплексным и детальным исследованием теоретических и практических проблем, связанных с уголовной ответственностью и освобождением от нее несовершеннолетних. В работе представлена попытка обобщения положительных и отрицательных сторон данного уголовно-правового института. Выявлены общие черты и особенности оснований освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. Практическая и теоретическая значимость исследования выпускной квалификационной работы может заключаться во внедрении результатов исследования в практическую, повседневную деятельность.

Объектом исследования являются уголовно-правовые отношения и область социальной политики, представляющая собой общественные отношения, связанные с освобождением от уголовной ответственности несовершеннолетних граждан. Предметом исследования выступают уголовно-правовое, криминологическое, организационное и социальное направления обеспечения оснований освобождения от уголовной ответственности, а также нормы международного, зарубежного и российского права и комплекс практических проблем применения норм Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) (далее УК РФ) регламентирующих основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.

Цель работы:  — исследование и анализ освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. Для достижения указанной цели сформулированы следующие задачи:

— охарактеризовать понятие правового института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;

— изучить особенности и виды освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;

—  рассмотреть возрастные особенности индивида с позиции субъекта преступления;

— выявить особенности практического применения и существующие проблемы института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовые отношения в области привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления.

Объект исследования – комплекс общественных отношений, определяющих теоретические, практические, уголовно-правовые аспекты освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.

Методологической основой исследования являются положения диалектики, взятые в единстве с общенаучными и частными методами, в качестве которых использовались: метод формально-юридического анализа, социологические методы, исторический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, логико-юридический и другие.

Теоретическую базу исследования составляют труды известных российских ученых-правоведов таких, как  Л.Л. Кругликова, Д.И. Курского, А.А. Пионтковского, М.Д. Шаргородского, и др., комментарии законодательства, литература справочного характера, материалы периодической печати.

Нормативной базой исследования являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ  от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ), далее Конституция РФ; УК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 18.03.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014) далее УПК РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г), далее УИП РФ, Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. От 25.11.2013 г., с изм. От 31.01.2014 г.) далее Семейный Кодекс РФ, материалы судебной практики  Кировской области.

Специфика уголовной  ответственности  несовершеннолетних  обусловлена как  социально-психологическими  особенностями  личности несовершеннолетнего, так и криминологической характеристикой преступлений,  совершаемых этой категорией правонарушителей. Специфика ответственности влияет на характер наказания,  на его карательное содержание. В цепочке «возраст — вменяемость — вина —  ответственность  — наказание — кара» (мы допускаем для наглядности такую цепочку) прослеживается единство подхода,  обнаруживается  специфика  оценки преступлений несовершеннолетних

В процессе расследования по уголовному делу устанавливается роль каждого участника преступления,  изучается личность преступника,  цели и мотивы преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т. п. В результате этого индивидуализируется ответственность виновных, что является предпосылкой индивидуализации наказания. К несовершеннолетним это обстоятельство имеет особое отношение, если учесть, что около половины подростков, совершивших  преступления,  отвечают  за  них не в уголовном,  а в ином порядке и что только вдумчивая индивидуализация ответственности может помочь в каждом конкретном случае наиболее правильно решить судьбу подростка.

Индивидуализация наказания  в суде — это, в конечном счете, выбор конкретной меры воздействия в  пределах,  установленных  рамками  санкции  данной статьи Особенной части.

Особенно тщательно необходимо индивидуализировать наказание  подросткам в возрасте 14 — 15 лет.  Здесь требуется особо точная «дозировка» наказания. Однако приходится сталкиваться с неоднократно повторяющимися ошибками, суть которых чаще всего заключается в том,  то либо делаются слишком большие скидки на юный возраст,  либо, наоборот, совсем забывается личность и особенности возраста.

Соблюдение правил индивидуализации обязательно должно привести к назначению несовершеннолетнему соразмерного наказания.

Подводя итог проведенному исследованию можно констатировать, что лицо, совершившее преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию. Вместе с тем уголовное законодательство, исходя из принципов гуманизма и справедливости, предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, совершивших преступление.

В ходе работы были поставлены и реализованы задачи по: характеристике института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, историческому очерку становления данного института, а так же представлен анализ положений освобождения от уголовной ответственности.

В главах дипломного исследования представлен детальный анализ особенностей освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. Подробно изучено правоприменение статей главы 14 УК РФ, с примерами из практики правоохранительных органов Архангельской области Российской Федерации. Проанализированы особенности реализации института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. Подробно рассмотрены основания и виды освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.

На основании проведенного анализа, а так же поставленных задач, можно срезюмировать несколько позиций:

На основании суждений пункта 1.1 дипломной работы сложилось мнение  о несогласованности норм УК РФ ч.3 ст.20, ст.22 и ст. 421УПК РФ. Предлагается в следующей редакции уголовного закона более конкретно прописать формулировку понятий «отставание в психическом развитии не связанная с психическим расстройством» и «психическое расстройство». Так как нам кажется эти два понятия очень близки, если не подменяют друг друга. Так как показывает практика последствия применения данных норм в каждом конкретном случае разная, т.е. нарушается принцип равенства перед законом.

В законодательстве ряда стран,  придерживающихся англосаксонской системы права, содержатся указания на освобождение от ответственности лица, совершившего преступление в состоянии опьянения, если прием алкоголя или наркотика произошел против его воли, например, насильственно или путем обмана. Данное положение очень актуально в нашей стране, в особенности, к несовершеннолетним гражданам.

Такие обстоятельства могут быть учтены и российским судом, хотя уголовный закон не регламентирует подобное положение.

На основании изложенного, предлагается ст. 23 УК РФ изложить в следующей редакции:

«…Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности, за исключением случаев, когда прием алкоголя или наркотика произошел против его воли…».

В ходе исследования установлено, что новая редакция ст. 90 УК РФ в редакции Федерального закона от 03.02 2014 года № 63-ФЗ предусмотрела сроки применения конкретных принудительных мер воспитательного воздействия. В частности,  сроки применения «передачи под надзор» и «ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего» (п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ) устанавливаются продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступлений средней тяжести.

В законе ничего не говорится о возможности досрочного прекращения этих сроков. Представляется, что такая возможность должна быть установлена.

Представляется, что необходимо изменить отношение к перечню принудительных мер воспитательного воздействия, содержащихся в ст. 90 УК РФ. Было бы целесообразно либо увеличить перечень воспитательных мер, либо предусмотреть открытый характер самого перечня, оговорив обязанность суда действовать в пределах правового поля (прав и обязанностей лиц, которых предполагается привлечь для реализации принудительных мер воспитательного воздействия) и особо мотивировать выбор конкретной меры, не упомянутой в перечне.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.  Все эти ограничения преследуют позитивную цель — оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.

 

  • Дата: Июль, 2015
  • Скачать: http://adf.ly/1fnznQ

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.