Отчет по практике: Речь и познавательные процессы у детей дошкольного возраста

Отчет по практике: Речь и познавательные процессы у детей дошкольного возраста

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

1. Разработка плана и материалов психолого-просветительского мероприятия
2. Проведение психодиагностического обследования по утвержденной диагностической программе.
3. Разработка практических рекомендаций для воспитателей и родителей по результатам психодиагностического исследования
4. Разработка проекта коррекционно-развивающего занятия для детей по результатам психодиагностического исследования
5. Самоанализ выполнения заданий по практике.

1. Разработка плана и материалов психолого-просветительского мероприятия
Психолого-просветительское мероприятие для воспитателей и помощников воспитателей на тему «Речь и познавательные процессы у детей дошкольного возраста»
Анализ научной литературы показывает, что вопросы динамики познавательного развития неразрывно связаны с проблемой сенситивных периодов и становлением личности дошкольника. Вопрос о средствах развития познавательных процессов связан с созданием образовательных и развивающих программ дошкольников. Ученые и педагоги-методисты постоянно подчеркивают различия в развитии детей, сложность и специфику обучения детей с разным уровнем подготовленности. Все это привело к тому, что акцент в исследовании закономерностей обучения дошкольников сместился в сторону развития самостоятельной познавательной активности, с опорой на индивидуально-личностный потенциал
В работах целого ряда исследователей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова и др.) было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения. Эти факты помогают нам провести анализ эффективности таких средств. Рассмотрим исследования, показывающие варианты динамики познавательных процессов и способы их сопровождения.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации познания мира в виде счетного материала, картинок, книг, мозаики и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых). В частности, развитие мышления Л.С. Выготский связывал с процессом изменения характера обобщения значения слова. Он считал, что «только на этапе появления понятийного мышления происходит радикальная перестройка («интеллектуализация») всех элементарных познавательных функций. На основе их синтеза с функцией образования понятий: восприятие фактически становится частью наглядного мышления, запоминание превращается в осмысленный логический процесс, внимание приобретает качество произвольности и т.д.». Следовательно, изменение меж функциональных связей познавательных процессов, позволяет говорить об общих изменениях в познавательной сфере ребенка-дошкольника
При этом имеет значение аффект, побуждающий ребенка преодолевать трудности адаптации к социальной ситуации развития. Очевидно, что аффективное состояние ребенка регулируется требованиями и отношениями со взрослыми в процессе познания. Как указывал Л.С. Выготский, недоразвитие высших психических функций происходит из-за недостаточности средовых взаимоотношений. Если со временем оно накапливается, то тогда проявляется эффект «педагогической запущенности». В связи с этим мы считаем, что имеет смысл говорить пере структурировании межфункциональных связей как феномене психологической компенсации в познавательных процессах у отдельной категории детей. Безусловно, этот феномен будет связан с особенностями индивидуально-личностного развития.

5. Самоанализ выполнения заданий по практике.
В период прохождения производственной практики передо мной был поставлен ряд задач, с которыми, на мой взгляд, мне удалось справиться, а также реализовалась возможность освоиться с профессиональной сфере деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.
Особый интерес вызвали задания исследовательского характера (наблюдение за воспитанниками с целью выявления детей, нуждающихся в психологической диагностике и психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности, а также задание, направленное на реализацию диагностических программ).
В ходе практики мне удалось организовать детей дошкольного возраста в ходе проведения праздничных мероприятий, прогулок и игр на свежем воздухе, предотвратить назревающие среди детей конфликтные ситуации, наблюдать за созданием педагогических и психологических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации.

Поиск в базе готовых дипломных работ.