Помощь в профориентации детей
0

Рано или поздно родителям приходится включать в воспитание детей помощь в определении основной направленности интересов, которые необходимо связать с выбором будущей профессии. Как правило, дети несерьёзно и как-то между прочим задумываются о перспективах будущей работы, так как им кажется, что это ещё не скоро. Однако родители понимают, как это важно на пути становления личности ребёнка для обеспечения счастливой, ознаменованной самореализацией взрослой жизни, что впереди. Здесь представлены советы о подходе в воспитании, которые помогут и родителям, и детям приблизиться к чёткому представлению подходящей профессии.

Правило № 1. Разговор по душам.

Если вопросы о будущей профессии к ребёнку лет 7-10 больше напоминают развивающую игру, то начиная с 12-14 лет уже вполне возможно завязать откровенный разговор с чадом, направленный на его самоопределение. Искренне поинтересуйтесь, чего бы ему хотелось, какой он представляет идеальную взрослую жизнь и что бы он хотел в ней делать, обсудите возможный план действий на пути к этому. Не забудьте давать понимать, то профориентация – важный шаг, однако без лишних поучительств, просто приводите примеры, ребёнок сам сделает из них выводы.

Правило № 2. Помощь специалиста.

Если разговор с ребёнком показал, что ему трудно определиться с определением профессии, которая ему нравится больше всех, не возбраняется обратиться за помощью к специалисту детской профориентации или к психологу. Методики специалистов могут иметь различия, но чаще всего они направлены на одно и то же – поиск скрытых способностей. Также можно таким образом ознакомить ребёнка с предложениями различных профессий на рынке труда, и что может ожидать его в том или ином случае.

Правило № 3.  Будьте «подкованы» информацией о выбранном ребёнком направлении.

Итак, ваше чадо определилось с выбором, уже представляет, куда направить свои усилия в развитии и познании. То же лучше сделать и вам, особенно если вы не имеете представления о том, в чём заключается профессия. Используйте интернет-ресурсы, специальную литературу. Чем больше знаете – тем лучше сможете помочь ребёнку в развитии.

Правило № 4.  Устройте встречу с нужным человеком.

Несомненно, встреча с представителем выбранной ребёнком профессии будет встречена его живым интересом. Необходимо, чтобы это был взрослый, опытный человек, обладающий достаточной информацией об особенностях и тонкостях своего дела. Прежде сами обстоятельно побеседуйте с этим человеком для выявления его отношения к работе, чтобы он потом не стал пугать ребёнка различными «страшилками» или заведомо разочаровал его в выборе, так как сам недоволен своим. Человек, который сможет вам помочь – только тот, что искренне любит свою работу.

Правило № 5. Уясните ребёнку, что выбор специализации – не приговор.

Объясняя, что профориентация – важный и необходимый шаг, не забывайте доводить до сведения, что многие люди за всю жизнь меняют десятки профессий, а значит, выбор не предрешает всё окончательно. Даже если после института придётся пойти не по специальности, в самом учебном заведении многому учишься – общению с людьми, решению жизненных задач, да и вообще получение любых знаний способствует качественному развитию. Если есть знакомые ребёнку люди в пример сказанного, приводите этот пример. Главное, чтобы ваш отпрыск понял, что всякий опыт по жизни – положительный.

Правило № 6. Помогите с возможностью попробовать себя.

Поищите вместе места для подработки, где можно попробовать себя в новой роли, похожей на выбранную профессию, или касающейся этой сферы. Например, если ребёнок желает быть доктором, то, не имея ещё специального образования, он может устроиться санитаром и увидеть, какой порядок в больнице, пообщаться со специалистами оттуда и узнать больше о выбранной сфере. Нередко после такого опыта приоритеты могут измениться.

Правило № 7.  Не превращайте ребёнка в воплощение своих мечт.

Ваше дитя – имеющая тенденцию к самостоятельному выбору личность, и навязательство своих представлений может сделать его глубоко несчастным от чувства отсутствия самореализации. Если вы мечтали быть кем-либо, грубой и непростительной ошибкой будет сделать из жизни своего чада продолжение своей. Также и семейные традиции могут обернуться ужасным исходом. Все в семье были докторами, а ребёнок хочет быть архитектором? Разве вас устроит, что он будет тосковать, занимаясь ненавистным делом, пока он мог бы создавать, быть может, гениальные здания? Однако, здесь не стоит упоминать те случаи, когда у ребёнка как бы «генетическая предрасположенность» к семейному делу, талант и желание к нему.

Правило №8. Не обесценивайте возможности ребёнка в его глазах.

Может случиться такое, что в школьных предметах, относящихся к выбранной ребёнком профессии, он не демонстрирует хороших результатов. Скажем, инженер в мечтах нуждается в долгих часах над домашним заданием по математике, чтобы что-то понять. Возбраняется указывать ребёнку на это в негативном свете. Лучше поддержать его, сказать, какие предметы лучше подтянуть и помочь ему в этом.

Правило №9. Относитесь без насмешки к мечтам ребёнка.

Какой бы нереальной или несерьёзной она вам ни казалась. Вы пожалеете о том, что когда-то говорили, что у него ничего не выйдет, когда взрослый, удрученный и несчастный, он будет жаловаться на жизнь – так сработает нереализованная мечта. Так что любая мечта, касающаяся будущего дела жизни, обязана быть воплощенной.

0

Напишите комментарий